А.В. Гучева, Л.Х. Жаппуева, О.А. Марченко, М.М. Шериева
Институт гуманитарных исследований – филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук»», Нальчик
В статье рассматриваются особенности институациализации музыки в социокультурном пространстве мифоязыческой картины мира в мировоззрении и образе жизни черкесов (адыгов). Рассмотрены семантические, символические и структурные связи музыки ритуала/обряда в культовых воззваниях черкесов (адыгов), что позволяет рассматривать их, как единую систему, где каждый из исследованных ритуально-обрядовых комплексов – это элемент, существующий не только автономно, но и во взаимообусловленности с другими элементами, в частности, во взаимодействии с танцем, словом и т.д. В свою очередь, данная система, координируясь с мифологическим сознанием этноса, образует систему более высокого порядка, воплощающую стержневые мифологические категории и оппозиции. Выход же мотивов и образов музыки ритуалов/обрядов и покровителей пантеона за пределы обрядовой сферы, делает их еще более значимыми, придавая им статус этнических универсалий.
Ключевые слова: музыка, миф, охота, божество, песня.
DOI: 10.25791/vseist.02.2020.1102
Стр. 43-52. |