EN | RU    
Scientific & Technical Literature Publishing House
Search:

Home»

Contact Us»

Journals»

News»

Preparation of Papers»

Advertising»

Feedback»

Books»

About Us»



advertisement



Universal History

Annotation
<< Back
Uranium for the First Soviet Atomic Bomb
B.S. Gorobets

The essay treats the problem of searches for uranium ores in the initial period, i.e. from 1943 up to 1950. In autumn, 1942, the Uranium (Atomic) Project started, in the USSR. Then there were known but 5 small uranium deposits, all whithin Fergana Valley. Their total stocks were equal about 200–400 t, its mining for radium having been ceased when the War started. In 1945, when mining recommenced, only 14,6 t of uranium metal have been recovered out from 18 thousand tons of ores, transported down from mountains, essentially by asses. After the nuclear explosions by the USA, in 1945, Soviet hunting for uranium got off at a quickened pace. Searches have been carrying out on Soviet territory, as well as in occupied East Germany and satellite Tchekoslovakia. There were known several high-grade ore deposits of uranium, placed in the Ore Mts, stretching along the frontiere between the two countries.
In May, 1945, a group of Soviet physicists disguised as colonels of NKVD Yu. Khariton, I.K. Kikoin, L.A. Artsymovich et al. were sent to the East Germany in order to get documents and other materials as more as possible of the Germam Uranium Project. They knew for sure that somewhere, in Germany, have to be stocked uranium concentrates, oxides and salts imported from Belgium as captured material. For uranium ores had been mined in Belgium Congo for a long pre-war period as source of radium. Аfter more than a month detective searches the physicists discovered a stock of barrels with, in sum, about 200 t of uranium oxides and salts. All this uranium was reduced in metal which then was used as first charge into the reactor «F-1» and partly the industrial reactor «A» for plutonium to be produced. Lack of uranium was filled in uranium from East Germany, Tcheckoslovakia and a little from Bulgaria and Poland. In 1948 uranium from Soviet deposits was but a minor part in the first charg.
In the spring, 1949, crushing of the Ministery of Geology, as well as arrests of more than twenty leading ore-geologists, have taken place. Among them were professors I.Grigoriev, A. Vologdin, V. Kreiter, Ya. Edelstein, B. Likharev, M. Rusakov, some of chief geologists of the huge Krasnoyarsk territorial department. Мinister of Geology I.I. Malyshev and almost all head geologists of the Ministry were dismissed. Some of arrested geologists were liberated in 1951–1952. But I.Grigoriev, Ya. Edelstein, V. Kotulskii, L. Shamanskii perished in the GULag. Stalin nominated new minister of geology, general of MGB P.A. Zakharov, a creature by L.P. Beria. The development of uranium geology was sharply slowed down. In 1954, P.Ya Antropov has been nominated as new Minister of Geology.
These foreign deposits proved to be the main source of uranium which, after processing, fed up the two first Soviet uranium-graphite reactors meant for Physical researches (F-1 in Moscow) and for plutonium production in large scale (factory «A» in the Middle Urals).
Some part of the essay is concerned with «human factor» illustrated by particular events: unusual episodes and persons who acted at the secrete «uranium front». As a whole, a magnificent view openes (though in fragments) which presents the Soviet state and its people working in extremely hard situation, in the end of 1940-ies, over the global problem of their security.

Keywords: uranium, deposit, Taboshar, the Ore Mountains, Jochymov, Сombine № 6, Director Chirkov B.N., I.K. Kikoine, Yu.B. Khariton.

Contacts: Е-mail: bgorobets@rambler.ru

Pp. 20-40.

 Sections

«About journal

«Archive

«Thematic focus of the journal

«Formatting rules

«Stages of the review and publication

«Review process

«Editorial and Professional Ethics

«Detecting plagiarism

«Editors and Editorial Board

«News journal


 Journals
...................................
Instruments and Systems: Monitoring, Control, and Diagnostics
...................................
Instrument-Making and Automation Means. Encyclopedic Textbook
...................................
Industrial Automatic Control Systems and Controllers
...................................
Ecological Systems and Devices
...................................
Aerospace Instrument-Making
...................................
Engineering Physics
...................................
History of Science and Engineering
...................................
Music and Time
...................................
Note Album
...................................
Musicology
...................................
Bulletin of the Central Botanical Garden
...................................
Universal History
...................................
Directory of engineer
...................................
Applied Physics and Mathematics
...................................
News Academy of Engineering Sciences A.M. Prokhorov
...................................

Last news:

Выставки по автоматизации и электронике «ПТА-Урал 2018» и «Электроника-Урал 2018» состоятся в Екатеринбурге

Открыта электронная регистрация на выставку Дефектоскопия / NDT St. Petersburg

Открыта регистрация на 9-ю Международную научно-практическую конференцию «Строительство и ремонт скважин — 2018»

ExpoElectronica и ElectronTechExpo 2018: рост площади экспозиции на 19% и новые формы контент-программы

Тематика и состав экспозиции РЭП на выставке "ChipEXPO - 2018"

   Rambler's Top100 Rambler's Top100         


    Management system developed by: ananskikh.ru
© Publishing House "NAUCHTEKHLITIZDAT", 2005-2022

EN | RU    
Издательство научно-технической литературы
Поиск по сайту:

На главную»

Контакты»

Журналы»

Новости»

Оформление статей»

Реклама в журналах»

Обратная связь»

Книги»

О фирме»



 реклама



Всеобщая история

Аннотация к статье
<< Назад
Уран для первой атомной бомбы
Б.С. Горобец

Очерк посвящен проблеме поисков урана на первом этапе Атомного проекта (1943–1950 гг). Осенью 1942 г., когда в СССР стартовал Атомный проект, были известны пять небольших месторождений урана с бедными рудами в Ферганской долине, с разведанными запасами в сумме порядка 200–400 т. Добыча из них урана как источника радия была прекращена с началом войны. В 1945 г. было добыто 14,6 тонн урана в пересчете на металл из 18 тысяч тонн руды, которую с гор перевозили на фабрику ишаки. После американских атомных взрывов в 1945 г. начались форсированные поиски и разведка новых месторождений урана в СССР, а также в Рудных горах, лежащих вдоль границы Восточной Германии и зависимой от СССР Чехословакии.
В мае 1945 г. в Германию были командированы Ю.Б.Харитон, И.К. Кикоин, Л.А. Арцимович и другие физики, переодетые в форму полковников НКВД, с целью добычи и оценки любой информации о германском «Урановом проекте». Они знали, что где-то в Германии должны находиться запасы урановых концентратов, оксидов и солей, вывезенных туда после оккупации Бельгии, которая их добывала в Бельгийском Конго как источник радия. После невероятно запутанных поисков наши физики обнаружили этот уран, всего 200 тонн, который пошел на загрузку первого физического ядерного реактора Ф-1 (45 т) и остальное – для первого промышленного реактора «А», построенного на Урале. Недостачу восполнил уран из богатых руд Восточной Германии, Чехословакии и в небольшой степени Польши и Болгарии. И лишь малую часть в первых загрузках реакторов составил уран из отечественных месторождений.
Освещено «Дело геологов», сфальсифицированное в 1949 г. органами НКВД, обвинивших руководство Министерства геологии СССР и ряд ведущих геологов в укрывательстве запасов урана и других ценных металлов, якобы обнаруженных в Красноярском крае. Среди них были академик И.Ф. Григорьев, профессора В.М. Крейтер, Я.С. Эдельштейн, Б.К. Лихарев, М.П. Русаков, руководители геологической службы в Красноярском крае. В результате был сменен весь руководящий состав Комитета во главе с И.И. Малышевым, а приблизительно 30 геологов арестованы. Часть из них была освобождена в 1951–1952 гг., однако в лагерях погибли академик И.Ф. Григорьев, профессора Я.С. Эйдельман, В.К. Котульский, Л.И. Шаманский. Сталин назначил Министром геологии генерала НКВД П.А. Захарова. Работы по урану стали гораздо менее эффективными. В 1954 г. новым министром геологии был назначен П.Я. Антропов.
В очерке значительная часть посвящена «человеческому фактору» – дана подборка ярких событий и эпизодов с реальными личностями, действовавшими на секретном «урановом фронте» (Н.Б. Карпов, Б.Н. Чирков и др.),. Все это вместе позволяет хотя бы фрагментарно увидеть, как страна и ее люди решали важнейшую для себя проблему безопасности в конце 1940-х гг.

Ключевые слова: Ю.Б. Харитон, И.К. Кикоин, И.И. Малышев, И.Ф. Григорьев, уран, месторождения: Табошар, Рудные горы, Яхимов, Комбинат № 6, Директор Чирков Б.Н., Карпов Н.Б.

Контактная информация: Е-mail: bgorobets@rambler.ru

Стр. 20-40.

 разделы

«О журнале

«Архив журнала

«Тематическая направленность журнала

«Правила оформления статей

«Этапы рассмотрения и публикации статей

«Правила рецензирования статей

«Редакционная и профессиональная этика

«Обнаружение плагиата

«Редакция и редакционная коллегия

«Новости журнала


 журналы
...................................
Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика
...................................
Приборостроение и средства автоматизации. Энциклопедический справочник
...................................
Промышленные АСУ и контроллеры
...................................
Экологические системы и приборы
...................................
Авиакосмическое приборостроение
...................................
Инженерная физика
...................................
История науки и техники
...................................
Музыка и время
...................................
Нотный альбом
...................................
Музыковедение
...................................
Бюллетень Главного ботанического сада
...................................
Всеобщая история
...................................
Справочник инженера
...................................
Прикладная физика и математика
...................................
Известия академии инженерных наук им. А.М. Прохорова
...................................

Последние новости:

Выставки по автоматизации и электронике «ПТА-Урал 2018» и «Электроника-Урал 2018» состоятся в Екатеринбурге

Открыта электронная регистрация на выставку Дефектоскопия / NDT St. Petersburg

Открыта регистрация на 9-ю Международную научно-практическую конференцию «Строительство и ремонт скважин — 2018»

ExpoElectronica и ElectronTechExpo 2018: рост площади экспозиции на 19% и новые формы контент-программы

Тематика и состав экспозиции РЭП на выставке "ChipEXPO - 2018"

   Rambler's Top100 Rambler's Top100         


    Система управления разработана в: ananskikh.ru
© Издательство "НАУЧТЕХЛИТИЗДАТ", 2005-2021